Скачать
Главная » 2011 » Сентябрь » 15 » Эффект приклеивания
14:16
Эффект приклеивания

Эффект приклеиванияКогда надо начинать воспитывать ребёнка? С какого возраста? В этом мнения педагогов расходятся. Некоторые считают, что до определённого возраста (два года, три или даже пять) дети воспитанию не поддаются, потому что ещё мало что понимают. Другие провозглашают лозунги о том, что до пяти лет ребёнок должен быть в семье царём, с пяти до двенадцати - слугой, и после двенадцати - другом. Третьи утверждают, что процесс воспитания нужно начинать с самого рождения. Кто же прав? Ребята - гусятаВ биологии известен так называемый эффект «приклеивания» только что вылупившегося из яйца гусенка: он привязывается, «приклеивается» к первому увиденному им движущемуся предмету - к матери-гусыне, ближе которой ему никого нет. Но оказалось, что только что вылупившийся гусёнок может следовать за любым движущимся объектом, будь то живое существо или неодушевлённый предмет. Легче всего внимание птенца фиксировалось на голубом мячике, который тянули за верёвочку.

И спустя неделю, увидев мячик, он тут же пристраивался за ним. При этом была выявлена одна особенность: способность гусёнка «приклеиваться» сохраняется всего несколько секунд после того, как он вылупился из яйца. Если упустить момент, эффект «приклеивания» исчезает бесследно. Позже выяснилось, что и в жизни человеческого детёныша существует критический период, требующий интенсивного правильного воспитания. Когда малыш способен впитывать, подражать, следовать, воспринимать и принимать на веру, другими словами «приклеиваться». Эту способность стоит использовать, пока она ещё способна проявляться. Главное для родителей - не опоздать, не пропустить это время.

Что положишь, то и достанешьПсихологи выяснили, что мировосприятие, убеждения, ценности человека оказываются наполовину сформированными к пяти годам. Именно до этого возраста родители должны стараться как можно больше времени проводить с ребёнком. Чтобы не упустить самый драгоценный период развития малыша, благоприятный для формирования личности. А что можно наблюдать в современных семьях? К кому сейчас «приклеиваются» наши дети? К бабушкам, няням, воспитателям в детских садах, педагогам, только не к родителям, которые заняты добычей денег. Хорошо, если человек добрый попадётся, а если нет? Когда дерево выросло кривым, его уже ничем не выпрямишь.

Есть такая поговорка: «Дитя, как сундук: что в него положишь, то потом и достанешь». Она очень точно и ёмко отражает значение тех жизненных впечатлений, которые ребёнок получает в раннем детстве в отношениях со своими родителями, для его последующей жизни. Когда младенец испытывает дискомфорт и кричит, он может сильно раздражать мать. Если мама слишком часто так реагирует, то малыш будет воспринимать её раздражение как сигнал о том, что матери не до него.

При этом у ребёнка может сложиться ощущение ненужности. Поразительно, что очень часто взрослые люди, имеющие ощущение собственной ненужности и заниженную самооценку, порой совершенно случайно узнавали о том, что их родители не хотели их появления на свет и пытались избавиться от них. Напротив, если родители с радостью ждали рождения младенца, если мать заботится о нём, своевременно и адекватно откликается на его крик, пытается найти и устранить причину дискомфорта, то это создаёт у малыша ощущение, что он любим, значим, нужен в этом мире. Пусть меня научатКакой опыт формируется у детей в результате взаимодействия с родителями? Игумен Евмений в психологической книге «Аномалии родительской любви» очень подробно описывает варианты восприятия информации, передающейся ребёнку от взрослых. В первую очередь существует процесс открытого обучения, основанный главным образом на словах.

Когда домашние объясняют малышу, что такое хорошо и что такое плохо, чего-то от него требуют, за что-то поощряют, за что-то наказывают. Таким образом складываются представления о мире, которые родители стремятся сознательно сформировать у ребёнка. Параллельно с этим происходит косвенное научение. Малыш наблюдает за тем, как отец или мать обращаются с ним, друг с другом, с другими людьми. В ходе такого взаимодействия родители показывают ребёнку своё отношение к нему и к окружающему миру уже на уровне действий и выражаемых эмоций. Исходя из этого опыта, ребёнок начинает строить свои представления о себе и мире, в котором живёт.

К примеру, если ребёнок видит, что родители постоянно ссорятся друг с другом и выясняют отношения, он может тоже научиться быть агрессивным: «Я вижу, как надо жить: нужно нападать на другого, чтобы самому не оказаться уязвимым». В результате косвенного научения у ребёнка складывается представление о себе самом и о своём месте в мире. Причем именно косвенное научение оказывает на малыша гораздо более сильное влияние, чем прямое. И это не случайно - ведь мы гораздо больше доверяем реальному опыту, чем словам.

Императрица Александра Федоровна говорила так: «Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей - не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни».

Категория: Семейная жизнь | Просмотров: 289 | Добавил: eh-zhiznya | Рейтинг: 0.0/0

Похожие записи:
» Косметика: профессиональная - значит эффективная?
» Почему мы кричим на детей?
» Пять вещей, на которых не стоит экономить
» Экономьте: неожиданное применение обычных косметических средств
» Полеты во сне и наяву
» Весна-лето 2010: модные свадебные платья
» «Все-то вы, Иван Иваныч, знаете…»
» Полвека c гормональной контрацепцией
» Память, ножницы, бумага
» Ошибки макияжа, которые женщины обычно совершают, готовясь к вечеринке